19 августа 2011

Питер Уоттс, «Ложная слепота»

Перечитал (год спустя). Конечно, по второму разу эта вещь не производит такого ошеломляющего впечатления — но это и к лучшему, можно рассмотреть деревья за лесом.

Автор, видимо, будучи морским биологом, заворожен смертоносной эффективностью простых организмов: спрутов, акул, медуз. Он и сам говорит в предисловии к «Starfish»: можно, дескать, вытащить морского биолога из моря, но не море из морского биолога.

Вселенная Питера Уоттса не приспособлена для человека. Нет, не так: человек не приспособлен к Вселенной. Более того, она враждебна ему, и поэтому все герои постоянно оглядываются (фигурально и буквально), анализируют обстановку, просто животно боятся — неспроста главный герой спец по чтению языка тела. Вот отчего все больше людей в этой утопии (до того, как она обернулась антиутопия) уходят в виртуальные Небеса.
Вселенная враждебна человеку: разум оказывается непомерно дорогим и довольно бесполезным, даже вредным приобретением. Инопланетяне не то что принципиально непознаваемые, как, например, старый добрый Солярис, они принципиально некоммуницируемые.

В романе дважды упоминается «китайская комната» — система из дощечек с иероглифами, набора правил и оператора, теоретически способная пройти тест Тьюринга. В тексте она представлена так, что поневоле задумаешься — а чем homo sapiens отличается от такой системы? Ответ-то есть — «китайская комната» не понимает того, что она говорит, и неспособна «осознать себя»; но отсутствие этих свойств не сделает ее менее занятным собеседником, буде правила составлены достаточно хорошо.
Любой роман о контакте (за исключением вещей вроде «Берсеркера» Сейберхагена, да и они отчасти), это, в первую очередь, роман о нас самих, хомо сапиенсах. Но «Ложная слепота» этими двумя упоминаниями превращается в роман о нас самих более, чем десять Анн Карениных.

Помимо этих вопросов, роман напичкан интересными концепциями: квантовая телепортация антивещества прямо на космические корабли для межзвездных движителей; меметика как наука управления обществом; воскрешение вампиров, как вида, из наших же ДНК; нервная система живого существа как многоцелевой процессор (проводник сигналов к мышцам и обработка информации как в мозгу в моменты простоя (что-то вроде CUDA)); диссоциативное расстройство идентичности как дар — как многозадачность мыслительных процессов (как запуск нескольких виртуальных машин на одном железе). Ну и да: вампиры как продукт генной инженерии — это забавно:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий